Нарва начала XX века
Рассказом о том, как в Нарве и прилегающем к ней Ивангороде сформировалась промышленная городская агломерация, достигшая к 1914 году одного из пиков своего развития и далее о смутных и бурных временах Первой мировой и революции автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикации о Нарве.
![]()
1919 год. Железнодорожный мост через реку Нарва, разрушенный в ходе боевых действий. Источник: ajapaik.ee
К началу XX века Нарва уже была важным промышленным центром и транспортным узлом региона. В 1900 году она по-прежнему входила в административную систему Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии Российской империи, в состав которого была включена в первой четверти XIX столетия. На рубеже веков Нарва оставалась многонациональным городом. Однако значительно большую, чем ранее, долю населения (около 60 %) теперь составляли русские — купцы, чиновники, служащие и рабочие. Также в городе проживали немецкая, шведская, финская и эстонская общины. Последняя была представлена в основном среди рабочего класса города и крестьян окрестностей.
Нарва XIX века: от производств на водопадах до «Кренгольма»
Рассказом о том, как в Нарве XIX века формировался новый промышленный центр региона, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии".
![]()
К концу XVIII века Нарва постепенно восстановилась, но утратила значение крепости на границе. XIX же век открыл для неё совершенно новую эпоху — промышленного роста, культурных перемен и активного строительства. Он превратил Нарву из тихого провинциального городка в быстро развивающийся индустриальный центр. Её население за сто лет вырастет в несколько раз. Сначала небольшие промышленные предприятия, а затем — созданная в конце 1850-х годов Кренгольмская мануфактура, сделают город «фабричным» форпостом Прибалтики. Прошедшая же через город в 1870 году железная дорога из Петербурга в Ревель увеличит его потенциал и закрепит связь с другими регионами России и её экономической системой.
Нарва XVIII века: от трофеев, реформ и переселений до Ништадского мира и возвращения в Эстляндию
Рассказом о том, какие трофеи получили русские войска после штурма Нарвы 1704 года, а также о том, как жил город до окончательного признания его частью Российской империи в 1721 году, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций о Нарве из цикла "Города Эстонии".
![]()
Картина художника А.Е.Коцебу "Взятие Нарвы в 1704 году". Источник: Vikipedia
20 августа 1704 года русские войска под командованием Петра I после трёхнедельной осады штурмом овладели Нарвой. Победа имела важное стратегическое значение: она открыла России путь к Балтийскому морю и обеспечила контроль над важнейшей крепостью на границе русских земель с Эстляндией.
Нарва конца XVII века: от пожара 1659 года и новой застройки до кольца бастионов
Рассказом о том, как в Нарве после разрушительного пожара 1659 года появился новый значительно более современный город, а также о том, как по проекту Эрика Дальберга здесь появилась сеть бастионов, читайте в очередной публикации автора портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановского из цикла "Города Эстонии".
![]()
Нарвский проект Дальберга. Король Карл XI подписал этот план 5 января 1686 г. Подпись Дальберга подтверждает правильность рисунка. Бастионы на схеме: А -- Фортуна, В - риумф, С - Фама, D - Глория, E - Гнор, F -- Виктория, G – Пакс, H - Юстиция, I - Спес. Другие обозначения: 1 - средневековый замок, 2 -- старая городская часть, 3 - Новый город. С (1) по (5) - номера, данные равелинам во времена Российской власти. Оригинал находится в Военном архиве Швеции, Источник: castle.lv
Огромное влияние на развитие Нарвы второй половины XVII столетия оказал крупне